Источник народной культуры

119Национальный коллектив, название которого переводится как «Баловница», способствовал возрождению казахских традиций в Самарской области и стал одной из визитных карточек Кинельского района. С концертами коллектив объездил почти все города и районы губернии, стал известен за ее пределами. В его репертуаре — казахские песни, танцы, театрализованные представления. Неоднократно коллектив становился лауреатом областных, региональных, международных конкурсов и фестивалей.

Обратились к корням

Своим рождением «Еркемай» обязан счастливому стечению обстоятельств. Именно на кинельской земле расположен единственный в своем роде населенный пункт, где компактно проживают представители казахской национальности — аул Казахский. Здесь выросла Акзиба Джумаева, вдохновительница народного ансамбля. Акзиба получила образование в сфере культуры. «В ауле художественная самодеятельность существовала в привычных для советских реалий формах, — вспоминает Акзиба. — В стареньком клубе с печным отоплением проводились советские праздники и концерты с репертуаром на русском языке. Как везде и у всех. Работники культуры служили при колхозе полноценным информационно-просветительским звеном. О своей национальной принадлежности не задумывались, народные традиции не получали творческого выражения. С развалом Советского Союза на месте утраченных ценностей образовалась пустота. Мы не знали, во что верить, какое знамя нести впереди. Подумали и решили обратиться к своим корням. И нас все поддержали — и жители аула, и район, и область».

 

Вдохновение — в крови

Первую театрализованную постановку на казахском языке подготовили месяца за три. То были робкие попытки окунуться в мир казахских песен, танцев. На первых порах столкнулись с проблемой нехватки материала. «В Казахстан мы тогда не ездили, интернета не было, — делится руководитель «Еркемая». — Материал брали у бабушек, из книг. Я много общалась с людьми, владеющими казахским языком, просила их перевести песни, завела тетрадку и постепенно втянулась. Хореографию ставили интуитивно. Сейчас понимаю, насколько наивными мы были. Представляли себе, как должен выглядеть танец, и ставили. Черпали казахскую культуру у себя в крови, прислушивались к зову предков». 

Бабушки, посмотрев на внуков-артистов, поверили в них. Они стали первыми судьями, помощниками и верными зрителями. Пожилые люди приходили на концерты, умилялись, и Акзиба Джумаева поняла, что попала в точку. Тогда и появилась идея создать коллектив. В девяностых годах аульский клуб растерял своих посетителей, а с образованием «Еркемая» началось возрождение национальной казахской культуры.

Родина артистов

Почти каждый молодой житель аула Казахский выходил на сцену в составе ансамбля «Еркемай» или театрального коллектива «Мейрам». Зачастую юные артисты бывают задействованы и в вокальных, и хореографических номерах, и театральных постановках, да еще и декоративно-прикладным творчеством занимаются.

В ансамбле сменилось несколько составов. Во взрослой жизни его бывшие участники находят себя в разных профессиях, и всегда с благодарностью вспоминают годы, проведенные с «Еркемаем». Аульчане с малых лет стремятся на сцену и чувствуют себя перед зрителями в родной стихии. Это не врожденное умение, а результат труда педагогов, которые отдают душу любимому делу. Дети, вырастая, легко адаптируются во взрослой жизни, будучи разносторонне развитыми, творчески мыслящими, они открыты к общению и познанию мира. «Я горжусь, что они у меня такие — открытые для всех, — продолжает Акзиба. — Сама не заметила, как прошло 25 лет. Расставаясь с очередным составом ансамбля, плачу, расстраиваюсь и думаю, а хватит ли мне сил начать с чистого листа и снова вырастить таких же хороших ребят. Но в каждом поколении есть одаренные дети, способные удивлять и радовать».

Акзиба — коренная аульская жительница. Никуда не уезжала, хотя многократно приглашали сменить место жительства. Не раз ей говорили: «Почему отказываешься, ведь аул для твоих способностей и потенциала — совсем не тот масштаб? Нужно смотреть шире и глубже, расти нужно». И она соглашается, что расти нужно: «Но расти мне комфортно именно в ауле».

Соперничество с лучшими

В коллективе прекрасный преподаватель по вокалу Салауат Султанов. Не первый год с ансамблем работает хореограф Агиля Абдрахманова. До нее постановкой танцев занималась Айгуль Жалелова. К репертуару «Еркемай» подходит серьезно, чтобы зритель не мог сказать — это уже было. «Из года в год на фестивалях растет мастерство исполнителей. Нашим детям приходится трудно, — признается Акзиба Джумаева. — Стараемся усложнять и оттачивать танцы. Прошу хореографа сделать посложнее, а мы осилим, отрепетируем, доведем до совершенства. За дипломами и званиями не гонимся, но регулярно участвуем в конкурсах, и число наград растет само собой».

Осенью коллектив занял второе место на фестивале-конкурсе казахской культуры в Москве. Недавно стали лауреатами I и II степени самарского городского конкурса народного танца «Традиции». На областном празднике «Наурыз» представляли Кинельский район, многие из зрителей специально приходили посмотреть на «Еркемай». В позапрошлом году получили звание дипломантов третьей степени Всероссийского конкурса хореографического искусства, где выступали лучшие коллективы разных регионов.

Связь поколений

Камилле Сайпошевой 14 лет, и десять из них составляет ее артистический стаж. Акзиба показывает фотографии, где девочке четыре года, и та уже — участница ансамбля. «Сколько себя помню, в моей жизни всегда был «Еркемай», — говорит Камилла. — Благодаря ансамблю мы чувствуем связь с исторической родиной. Наш сельский клуб — большая семья. Знаем, что для достижения результата нужно много работать, не сдаваться, всегда идти вперед».

Акслу Сейтова пришла в коллектив одной из первых. «Все девчонки нашего поколения воспитывались бабушками, — рассказывает она. — В семьях разговаривали на казахском языке. Мы слышали казахские песни и на бытовом уровне были знакомы с обычаями. Мы охотно принялись разучивать репертуар с народным колоритом. Все, кто проходят через «Еркемай», со мной согласятся — эта школа оставляет отметку на всю жизнь. Коллектив учит дисциплине, ответственности. Лично для меня важно было обрести уверенность в себе. Я была замкнутым ребенком, а благодаря сцене смогла раскрыться».

Сегодня дочь Акслу ходит в народный коллектив «Мейрам», а племянница занимается в «Еркемае». И так во многих семьях аула. Так что преемственность сохраняется. А «Еркемай», постоянно находясь в творческом поиске, не перестает радовать зрителей незабываемыми образами, артистизмом, национальным колоритом и высоким исполнительским мастерством.

Сергей Колесник, глава Кинельского района: В ауле Казахский не просто хранят и передают из поколения в поколение свои традиции, но и успешно интегрируют их в культурное пространство района. Народный ансамбль «Еркемай» знают во многих уголках губернии. Он является украшением любого мероприятия. Его бессменный руководитель Акзиба Джумаева делает очень многое для сохранения национальных традиций и взаимопроникновения культур. В этом году ансамблю «Еркемай» исполняется 25 лет. От души желаю коллективу творческих успехов и дальнейшего процветания.

  

Акзиба ДЖУМАЕВА, руководитель народного ансамбля «Еркемай»: В каждом ребенке есть талант. Сама порой удивляюсь и спрашиваю себя, когда приходит ребенок, неужели из него что-то можно сделать? Кто-то, попробовав, может уйти. Есть дети, с которыми легко. Но особенно интересно работать с теми, кто хочет достичь результата, не отступает, когда не получается. У таких есть внутренний стержень, характер. И их талант обязательно рано или поздно раскроется.

 

Сергей КОВАЛЕНКО.


Печать